Станок 16К20 характеризуется достаточно простой конструкцией, что в немалой степени обусловило его востребованность предприятиями разных отраслей народного хозяйства. Полные сведения об устройстве этого токарного агрегата содержит его паспорт.
Механизм фартука размещается в специальном корпусе, который присоединен к каретке. В его составе имеется отдельный вал с несколькими колесами (одно из них является червячным), которые получают движение от ходового вала. От указанных колес вращение идет дальше – на муфты, оснащенные зубьями торцовой формы. Именно эти муфты запускают в нужном направлении подачу суппорта. Как видим, схема достаточно проста.
Суппорт 16К20 может передвигаться вправо либо влево (продольное перемещение) через другое колесо, установленное на втулке, которая соединена с реечным колесом шпонкой. Вывод данных элементов из зацепления производится посредством кнопки управления. Паспорт токарного станка разрешает перемещать суппорт и вручную, используя штурвал (кинематическая схема при этом не меняется).
Механизм фартука требует регулярной настройки усилия подачи. Она выполняется при помощи гайки (она видна на фото и общей схеме агрегата), причем показатель усилия устанавливают посредством стандартного динамометра, а проверяют ее значение по специальной табличке. Очень важно, чтобы полученная величина усилия при регулировке не превышала рекомендованной (приведенной в таблице).
Ремонт фартука требуется нечасто – станок 16К20 и его кинематическая схема отличаются высокой надежностью каждого элемента. Самым уязвимым узлом данного механизма считается маточная гайка – ее первоначальная регулировка осуществляется на заводе-производителе. Она периодически изнашивается. Решение проблемы – замена гайки при помощи метчика и кондукторного приспособления. Паспорт установки не содержит чертежей указанных инструментов, поэтому искать их придется самостоятельно (например, на специализированных интернет-сайтах).
Также может понадобиться ремонт винта поперечных салазок. Бывает, что его ход стопорится из-за износа гаек. Руководство по эксплуатации описывает то, каким образом можно восстановить винт поперечной подачи 16К20:
Руководство требует, чтобы показатель зазора после процедуры его регулировки был идентичным свободному ходу винтовой пары в рамках деления лимба. Если полученная величина соответствует данному требованию, можно затягивать контргайку и монтировать крышку обратно.
Как правило, винт поперечной подачи 16К20 ремонтируется силами оператора станка. Рабочий также может самостоятельно настроить и задний резцедержатель, находящийся на поперечных салазках (он имеется не на всех агрегатах, так как поставляется дополнительно). В тех случаях, когда резцедержатель не обеспечивает должного уровня фиксации рабочего инструмента, следует снять резцовую головку и очистить максимально тщательно и ответственно все элементы узла.
Шпиндель и валы, которыми располагает коробка скоростей 16К20, совершают движение на опорах качения. Их смазывание осуществляется при помощи насоса (принудительный режим) и посредством разбрызгивания смазки. Передняя бабка при сборке агрегата устанавливается на его станине. Иногда ее требуется отрегулировать в горизонтальной плоскости. Выполнить такую операцию несложно.
Руководство по эксплуатации описывает ее так:
Коробка скоростей 16К20 обеспечивает шпинделю 11 обратных скоростей и 22 прямых (паспортные данные). При прямом вращении шпиндель имеет число оборотов от 12,5 до 1600, при обратном – от 19 до 1900. Шпиндель передает движение подачи на вал трензеля, после чего оно поступает на механизм подач – элементарная кинематическая схема, которая гарантирует безаварийную работу установки.
Шпиндель обязан обеспечивать определенный показатель крутящего момента (допустимые величины указаны в паспорте). Если момент уменьшается, нужно настроить узел. Паспорт рекомендует делать это далее указанными способами: регулировкой муфты (фрикционной); натяжением ремней. Фрикционная муфта находится под распределительным лотком и крышкой передней бабки. Их следует снять, а затем гайкой выполнить регулировку муфты.
Как правило, для нормализации крутящего момента шпинделя хватает поворота гайки на один зубец в одну из сторон.
Кинематическая схема рассматриваемого агрегата имеется в его паспорте, в котором, кроме того, дается общее описание всех элементов, входящих в устройство станка (резцедержатель и люнет 16К20, коробка подач, суппорт, передняя бабка, вал фрикционный в сборе 16К20 и так далее). Дублировать в этой статье все данные, которые содержит паспорт (руководство по эксплуатации) установки мы не будем. Но о некоторых важных узлах станка добавим несколько слов.
Его кинематическая схема не будет работать без следующих механизмов:
Как была сказано, и электрическая, и механическая система, коими располагает токарно-винторезный станок 16К20, отличаются высокой степенью надежности. По этой причине их ремонт требуется совсем не часто. При грамотном обслуживании агрегат функционирует без поломок длительное время. Несмотря на это, капитальный ремонт следует проводить в обязательном порядке, причем в те сроки, которые рекомендует паспорт станка.
Данные (капитальные) ремонтные работы предполагают выполнение следующих действий:
Может выполняться ремонт и других составляющих станка, которые нуждаются в обязательном восстановлении своей работоспособности.
Добавить комментарий