Очень востребованным типом проката из алюминиевых сплавов в наши дни является рифленый алюминиевый лист. Его поверхность с рисунком выпуклого вида и малый вес обусловили высокую популярность данной продукции среди строителей и дизайнеров.
Описываемый металлопрокат в соответствии с ГОСТ 21631 представляет собой прямоугольные плоские изделия, на поверхности которых присутствует выпуклое изображение, сформированное выступами, располагающимися по отношению друг к другу под определенным углом. Данные выступы называют рифлями (иногда – канавками или желобами). Именно они в сочетании с небольшим весом листов и придают прокату уникальные свойства.
По числу канавок рифленый алюминиевый лист причисляется к одному из трех видов. Если на его поверхности имеется пять рифлей, прокат называют квинтетом, две рифли – дуэтом, одна – даймондом.
Размеры листов по указанному выше ГОСТ варьируются в следующих пределах:
Вес алюминиевых листов (теоретическая масса погонного метра) рассчитывается по специальной формуле. Она учитывает наибольшие и наименьшие геометрические параметры изделия по толщине и ширине, величину плотности сплава алюминия, из которого изготавливают листы. На практике вес рифленого проката разных типов по ГОСТ высчитывают следующим образом:
Если рассчитывается вес листов из сплавов В95, В95-2 и В95-1, их плотность принимается равной 2,85 г/кубический сантиметр. При определении веса рифленого проката из других алюминиевых сплавов применяется специальный переводной коэффициент. Он равняется (данные из ГОСТ 21631) 0,947 для сплава АВ; 0,937 для АМг3; 0,926 для АМг6; 0,94 для АМг2; 0,95 для АМг5.
Переводной коэффициент для составов Д1, Д12 и Д16 находится в пределах 0,954–0,982; для сплава АКМ он равняется 0,97; АМцС, АМц и ММ – 0,958; для 1915 – 0,972. Таким образом, зная ширину и толщину листов, а также конкретную марку алюминиевого сплава, высчитать вес готового проката совсем несложно.
Все листы, которые представлены на фото к этой статье, вне зависимости от количества рифлей на их поверхности, производятся прокаткой (горячей или холодной). По ГОСТ горячая прокатка применяется в тех случаях, когда требуется получить изделия толщиной 3–4 миллиметра. А вот холодная технология обычно используется для изготовления тонкого проката.
Производство листов происходит по следующей схеме:
После этого изделия подвергаются термообработке и отделочным процедурам. Способы термической обработки и отделки готовой продукции различны. Они зависят от того, из каких сплавов, разрешенных ГОСТ, осуществляется производство рифленых изделий.
Дополнительные операции обычно выполняются с учетом технических условий, которые приняты на том или ином комбинате, например, ТУ 1-801-20-02 (лист "квинтет" с чечевичными канавками на одной стороне проката), ТУ 1-3-71-90 (прокат из АМг2), ТУ 1-3-112-75 (прокат из Д16) и так далее.
Чаще всего рифленые изделия выпускают из алюминиевых сплавов марок АМц и АМг. Они обладают отличными антикоррозионными свойствами, поэтому листы из них используются во всех отраслях, где данная характеристика имеет первостепенное значение (пищевая промышленность, строительная сфера). Сплавы АМц, кроме того, без проблем деформируются и легко соединяются сваркой при помощи электродов по алюминию, имеют небольшой вес и превосходные механические показатели.
Отметим, что сплавы магния и алюминия термообработке не подвергаются. В связи с этим повышение их прочностных показателей производят при помощи холодной нагартовки. Данная методика несколько уменьшает пластичность листов, но зато существенно увеличивает их твердость.
Сфера использования алюминиевого проката с рифлями очень широка, что обусловлено его великолепными физико-химическими и эксплуатационными показателями. Такие листы имеют далее указанные достоинства:
Самым, пожалуй, важным преимуществом алюминиевых рифленых изделий признается их шероховатость, позволяющая эффективно предотвращать скольжение. В судостроительной отрасли данная возможность используется при производстве конструкций речных и морских кораблей. Если положить лист с рифлями на пол, он обеспечит полное отсутствие явления скольжения грузов, перевозимых водным транспортом. Да и экипажу судна будет намного проще передвигаться по такому напольному покрытию.
Точно также алюминиевый рифленый прокат применяется и в автомобилестроении. Из него делают полы и ступеньки автобусов (смотрите фото). Кроме того, листы с канавками подходят для оригинального тюнинга транспортных средств и отделки прицепов, фургонов. В последние годы изделия из алюминия активно используются для укрепления капотов и боковых частей внедорожных автомобилей, эксплуатируемых в сложных условиях.
Главным же потребителем рифленых листов является, несомненно, современная строительная отрасль. Описываемый прокат годится для применения как на открытом воздухе, так и внутри помещений. Он идеален для отделочных работ на фасадах разнообразных строений, для возведения пешеходных лестниц, переходов и мостиков, для создания дорожных ограждений и щитов для размещения рекламной информации.
Отличные декоративные характеристики рифленых листов из алюминия оптимально подходят для внутренней отделки колонн и стеновых перегородок, подвесных потолков, экранов радиаторов. С помощью данного материала специалистам по декору помещений удается создавать уникальные минималистические интерьеры, которые в наши дни считаются очень популярными.
Также алюминиевые изделиями с рифлями применяются для производства следующих конструкций:
Добавить комментарий