Талреп кольцо-кольцо – разновидность специальных механических приспособлений для натяжения подвесных гибких элементов конструкций различного назначения и крепления грузов и объектов. Это устройство изготавливают нескольких видов и применяют для решения очень широкого круга монтажных и возникающих при транспортировке задач.
Талреп пришел в повседневную жизнь человека из судового дела. Когда-то он использовался только на парусных кораблях, где был деталью стоячего такелажа – оснастки, предназначенной для крепления неподвижных элементов рангоута (мачт и их оснащения, используемого для постановки и удержания парусов). На парусниках с помощью талрепа натягивают такелаж (систему тросов и канатов).
В настоящее время различные виды талрепов используют как на воде, так и на суше, в воздухе, и не только для натягивания оснастки. Основное назначение и принцип использования остались неизменными – талреп позволяет регулировать натяжение и выбирать оптимальную слабину тросов и канатов. Он фиксирует в нужном положении что-либо и удерживает нагрузку, создаваемую закрепленным объектом.
Видимо, из-за использования талрепа для обтягивания такелажа некоторые приписывают ему также применение в одноименных работах – такелажных, то есть погрузочно-разгрузочных. Для этих целей устройство не предназначено.
Никакие виды талрепов нельзя использовать для такелажных работ, так как при погрузке-разгрузке неизменно происходит смещение усилия от подвешенного груза относительно оси приспособления, что приводит к его выходу из строя и разрушению.
Это становится очевидным при рассмотрении конструкции талрепа. Он состоит из муфты (узкого продолговатого корпуса), в обоих торцах которой есть по одному отверстию с резьбой, и двух винтов. У последних имеются оголовки. В зависимости от типа стяжки они бывают в виде крюка, вилки или кольца (ушка – как обозначают в техдокументации и стандартах). Резьба на одном торце муфты правая, а на другом левая. И винты тоже с разными резьбами. Они у собранной стяжки вкручены в муфту. Если талреп использовать при такелажных работах, то резьбы будут постоянно подвергаться поперечным воздействиям на излом и очень быстро износятся. В результате винты попросту вырвет из муфты при очередной погрузке.
Рассмотрим как работает талреп кольцо-кольцо, то есть имеющий на обоих винтах оголовок в виде ушка. После фиксации, например, тросов к кольцам, муфту начинают вращать вокруг продольной оси по часовой стрелке. При этом происходит одновременное затягивание обоих винтов – вкручивание внутрь корпуса талрепа. За счет этого тросы натягиваются. Если необходимо раскрепить груз или ослабить канат, муфту вращают в обратную сторону.
Основные технические характеристики талрепа: допустимая нагрузка, резьба винтов и ход (разница его длин в собранном незакрученном и полностью затянутом состоянии). Резьба и ход зависят от допустимой нагрузки. Чем на более высокое усилие рассчитан талреп кольцо-кольцо, тем мощнее у него резьба и больше ход. Величину последнего следует учитывать при выполнении монтажных работ, чтобы получить требуемый натяг троса и/или усилие крепежа груза.
Обозначают талрепы по номеру резьбы. Выпускают их сортаментом от М5 до М56 в зависимости от особенностей исполнения с соответствующей допустимой нагрузкой от нескольких десятков кгс до 20 тс. Наибольшее распространение получили М8, М10, М12, М16 и М20 (на 0,2; 0,3; 0,5; 1,2 и 2 тс соответственно).
Изготавливают талрепы из нержавеющей, углеродистой либо маломагнитной стали, когда того требует применение на судах. Готовые детали талрепов из последних двух материалов защищают антикоррозийным покрытием – оцинковывают.
Талреп кольцо-кольцо изготавливают по разным стандартам – ГОСТам и DINам. Все приспособления делятся на три основных вида:
Основное назначение всех этих приспособлений – натяжение любых гибких протяженных изделий (тросов, канатов, цепей, веревок, кабелей и так далее) или крепление с помощью последних каких-либо объектов или грузов. Нередко с помощью стяжек ликвидируют обрыв тросовых и подобных соединений. Все талрепы комплектуются контргайками, которые предотвращают самопроизвольное раскручивание винтов, приводящее к ослаблению натяжения прикрепленных растяжек, оснастки.
Стяжки до М8 и М10, М12, М14, М16 можно использовать для любых бытовых нужд и там, где нагрузка на них невелика. Самыми мелкими – М5 – натягивают слабонагруженные тросики, например, струны штор и занавесов. Нередко используют М10 и М12 для фиксации ворот ангаров и боксов, а также не очень массивных грузов. Талрепы М16, М20 и мощнее используют для крепления установленных мачт или опор линий электроснабжения, освещения и антенн, конструкций зданий и мостов, различных грузов, включая контейнеры, на палубах судов, бортах самолетов, платформах автомобилей и вагонов.
Добавить комментарий