В середине 1950-х годов станкостроительный завод города Рязани освоил серийное производство токарно-винторезного агрегата 163 серии – 1М63, технические характеристики которого позволяли производить обработку изделий из цветных и черных сплавов и металлов на высоком качественном уровне.
Разработчиком станка является специальное бюро по строительству станков Рязанского завода. Его инженеры смогли спроектировать весьма надежный агрегат, который достаточно быстро стал популярным.
Станок долгое время используется на производственных предприятиях в качестве эффективного токарного оборудования, обладающего рядом особенностей, например, следующих:
По Госстандарту 8–82 агрегат 1М63 имеет категорию точности "Н". На нем можно обтачивать изделия диаметром до 35 см (над суппортом) и до 63 см (над станиной). Максимальная длина детали для обработки – 140 см, высота центров станка – 31,5 см.
Шпиндель 1М63 вращается на частотах от 18 до 1800 об/мин (обратный ход) и от 10 до 1250 об/мин (прямой ход). Имеется система торможения шпиндельного приспособления, которое характеризуется 11 обратными и 22 прямыми скоростями вращения. Добавим, что сечение отверстия в шпинделе равняется 7 сантиметрам.
Характеристики суппорта 1М63:
Ускоренный ход суппорта 1М63 возможен только при механическом его перемещении. В целом же суппорт и отдельно его верхняя часть перемещаются как механически, так и вручную. Усилия (осевые) винта верхних салазок и поперечного винта приходятся на шарикоподшипники, выполняющие упорную функцию. Отметим, что на поперечном винте смонтирована специальная гайка, оснащенная механизмом для выборки люфта.
Станок снабжается четырьмя двигателями со следующими показателями:
На насос смазочного механизма устанавливается пластинчатый стандартный фильтр модели Г41-22, который обеспечивает 120-микрометровую тонкость фильтрации (номинальная величина).
Главный электродвигатель 1М63 запускается тогда, когда фрикцион агрегата находится во включенном состоянии, посредством нажатия одной из двух кнопок с маркировкой "Пуск" (первая находится возле коробки подач, вторая – на пульте управления кареткой). Регулировка шпиндельного узла (в частности выбор конкретной частоты его вращения) выполняется фрикционом, пуск коего осуществляется рукояткой. Показатель силы тока основного двигателя может быть разным. При токе в 22 А он равняется 500 В, в 25 А – 440 В, 26,5 А – 415 В, 27 А – 400 В, 29 А – 380 В.
Двигатель главного привода обеспечивает рабочие подачи, за ускоренное движение отвечает отдельный двигатель. В фартуке установки смонтированы фрикционные муфты на электромагнитах в общем количестве четырех штук. Две из них используются для передвижения суппорта поперечно, две – продольно. Муфты управляются рукояткой переключателя (выполнен в крестовой форме), который размещен на фартуке. Данный переключатель может иметь пять положений:
Также на фартуке имеется и еще один переключатель. С его помощью оператор имеет возможность выбрать требуемый рабочий режим:
Внутри фартука смонтирован конечный блокировочный выключатель. Он необходим для исключения вероятности включения электромагнитных муфт и маточной гайки в один и то же момент времени. Принцип его функционирования очень прост – при запуске гайки он отключает цепь питания муфт (просто-напросто обрывает ее).
В левой части станины (спереди) установлена коробка скоростей. Ее приводной шкив воспринимает вращение от двигателя. Главное движение регулируется по ступенчатой схеме. Когда шкив получает вращение, в коробке скоростей начинают работать разнообразные шестерни. Переключая их последовательно, оператор выбирает одну из 22 скоростей. При этом непосредственно от вала шпиндель берет шесть самых больших скоростей, за счет чего коэффициент полезного действия станка существенно увеличивается.
Зубчатые колеса, с помощью коих выбираются частоты шпиндельного механизма, изготавливаются из термообработанной инструментальной стали высокого качества. Они размещаются на шлицевых стальных валиках. Последние же вращаются на двух видах подшипников – роликовых и шариковых. Кроме всего прочего, коробка скоростей располагает двумя устройствами, предназначенными для повышения в 16 или в 4 раза шага резьбы, а также для реверсирования хода суппорта.
Токарно-винторезный станок 1М63, технические характеристики которого мы рассматривали в данной статье, имеет и весьма эффективную в работе коробку подач. Данный механизм выполнен в двухосной закрытой компоновке. Посредством зубчатых колес и переключения рукояток, связанных с коробкой подач, оператор осуществляет ее регулировку на выполнение конкретных токарных операций.
Специальные и особо точные резьбы, кстати сказать, на 1М63 разрешается нарезать тогда, когда ходовой винт включается напрямую. Но для этого нужно применять отдельный комплект зубчатых колес.
Добавить комментарий