Рым гайка (DIN 582) – зачем понадобилось крепить кольцо?

Для удобства завинчивания крепежей постоянно создается множество приспособлений, и одно из них – рым-гайка (DIN 582). Мы поговорим обо всех особенностях элемента, узнаем о технических требованиях к нему, а также расскажем, почему ГОСТ 22355-77 ошибочно ассоциируют с этим крепежом.

Содержание
  1. Особенности конструкции рым-гайки
  2. За какими данными стоит заглянуть в аналог ГОСТа – DIN?
  3. В каких сферах используется рым-гайка?

1 Особенности конструкции рым-гайки

Чтобы покрепче затянуть винтовое крепление, было решено увеличить рычаг воздействия, этому помогло кольцо, которое приварили к обычной гайке. Так появился и потом успешно прижился новый тип крепежа. Возникновение идеи такого элемента произошло не на нашей территории, несмотря на его широкое применение у нас сейчас (рым-гайка М16 используется во многих областях, начиная от быта и заканчивая промышленностью и машиностроением).

Особенности конструкции рым-гайки
Рым-гайки М16

Это как раз объясняет тот факт, что регулирующего ГОСТа на него нет, зато есть достаточно авторитетный аналогичный документ европейского пера – DIN 582. И хотя часто вы увидите ГОСТ 22355-77 в сочетании с названием этого крепежа, но в этом документе описываются размеры шайб, которыми хорошо дополняется рым-гайка (DIN 582). Откуда же появилось такое название? Приставка "рым" в переводе означает кольцо. Крепеж, о котором идет речь в нашей статье, имеет отличительную особенность – кольцо, расположенное перпендикулярно его плоскости. Причем, рым-гайка М8 будет иметь резьбу, соответствующую простой детали такой же маркировки.

Особенность полученной конструкции в том, что ее легко завинтить с куда большей силой, чем при использовании обычного гаечного ключа. В этом нам поможет кольцо, которое прочно соединено с основанием, в него вставляют прут, за счет чего и получается большой рычаг для затягивания. Затем его можно использовать и как петлю для навесных креплений. Если придерживаться требований по грузоподъемности, то проблем возникнуть не должно. Например, рым-гайка М12 способна выдержать 340 кг и на 100 кг меньше, если нагрузка будет приходиться под углом 45°.

2 За какими данными стоит заглянуть в аналог ГОСТа – DIN?

Обывателю может показаться, что простота конструкции исключает какие-то эксплуатационные проблемы. Но подбирать изделие следует только согласно параметрам, указанным в технической документации. Ведь при малейшем несоответствии характеристик мы поставим под угрозу достоверность таких важных показателей, как рабочая нагрузка или даже предел разрушения.

Производитель обязуется соблюдать угол наклона кольца к плоскости шайбы, его диаметр, внутренний и внешний, а также его толщину. Также важно не забывать и о самой резьбе гайки. Для нее стандартизованы такие параметры, как толщина, внутренний и внешний диаметр. Измеряют еще и общую высоту изделия. Все эти параметры скомбинированы в определенном соотношении, чтобы рабочие возможности крепежа были максимальны, и сведены в простую, с первого взгляда, маркировку.

Каждая рым-гайка (DIN 582) обозначается по номинальному внутреннему диаметру резьбы простым шифром Мх, где х – это миллиметры. Так, рым-гайка М8 имеет внутренний диаметр самого крепежа, соответствующий метрической резьбе М8. Внешний диаметр – 20 мм. Размеры кольца – 20 и 36 мм по внутренним и внешним краям соответственно. При этом грузоподъемность изделия составляет 140 кг. Если нагрузка будет под углом, то последний параметр следует снизить на треть.

За какими данными стоит заглянуть в аналог ГОСТа – DIN?
Рым-гайка DIN 582

Следующей в таблице идет рым-гайка М10 с соответствующей метрической резьбой. В этом случае внешний диаметр изделия и внутренний кольца увеличивается на 5 мм и равен 25 мм. Допустимая нагрузка уже составляет целых 230 кг, если же она приложена под углом, то это значение снижается до 170 кг. А вот рым-гайка М20 уже сможет выдержать нагрузку в целых 1200 кг и 830 кг под углом. Гайки должны выдерживать температурный разбег от -40 до +65 °С. На внутренней поверхности крепежей, будь то любая рым-гайка (DIN 582), не допускаются рванины, а также выкрашивания, выходящие по глубине за пределы среднего диаметра резьбы.

Также их длина не должна превышать 1/4 витка. Все изделия проходят испытания на нагрузку, определение твердости и коэффициента закручивания. Правила приемки более подробно описаны в общем для всех крепежей ГОСТе 17769-83. Для каждого испытания отбирается по 5 изделий одного вида. Масса элементов зависит от их размера. Если сравнить, каким весом обладает рым-гайка М10 и следующий в таблице типоразмеров крепеж, то в первом случае масса 100 штук составит 0,11 кг, а во втором это значение достигнет 0,18 кг. А вот рым-гайка М16 имеет еще больший вес, и масса 100 штук таких изделий составит уже 0,28 кг.

Неважно, необходима вам рым-гайка М12 либо иной типоразмер, в любом случае изделие обязано выдержать указанные нагрузки, поэтому металл, из которого оно сделано, должен быть высокого качества и соответствовать ГОСТу. Углеродистая аустенитная сталь обладает прекрасными характеристиками. Она выдерживает высокие и низкие температуры, ей не страшны динамические нагрузки, и все это в сочетании с относительно низкой стоимостью. Также для изготовления такого типа гаек используют легированные марки сталей. Правда, часто цена этих сплавов достаточно велика.  А вот чтобы рым-гайка М8 или резьбой побольше обладала отличной коррозионной стойкостью, ее поверхность покрывают слоем цинка. Эта обработка также положительно сказывается на внешнем виде изделия.

3 В каких сферах используется рым-гайка?

За счет усовершенствованной конструкции рым-гайка (DIN 582) имеет весьма обширную сферу применения. Мы можем не только составить достойную пару болту, шпильке, винту, в общем любому стержневому резьбовому метизу, но и использовать кольцо в качестве петли для фиксации такелажных приспособлений или растяжек. Нередко можно встретить натянутый трос, который через талреп любого вида прикреплен к такому типу гайки, установленной на уровне земли. Успешно используется она также в креплениях при буксировке и на большом количестве сборочных производств.

Среди этих крепежей наиболее востребованными выступает рым-гайка М10-М16. Они нашли свое применение во многих промышленных сферах – машиностроение, строительство и ремонтные работы. Мало того, их использование актуально даже для сельского хозяйства и быта.

Несмотря на скепсис в отношении несущих способностей элемента, его довольно часто используют в этом качестве, только надо правильно подбирать грузоподъемность. К слову, она не такая уж и маленькая, но есть ограничение относительно направления нагрузки, конечно, она не должна действовать на излом. Да и отверстие в гайке выходит прямо в кольцо, и если свободный конец болта или шпильки будут длиннее внутреннего диаметра, то вы рискуете упереться и не завершить фиксацию. В остальном рым-гайка (DIN 582) может легко заменить обычный крепежный элемент.

Рекомендуемые организации
ООО ПКФ «Сармат» ООО ПКФ «Сармат»
, , улица Гольянский поселок, 1 А
ООО «МТСК» ООО «МТСК»
Россия, Москва, Северный, Чермянский проезд, 7, строение 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обзор товаров
Трубогиб ручной ТР и другие марки – рассматриваем типы этого приспособленияТрубогиб ручной ТР и другие марки – рассматриваем типы этого приспособления

В этой статье мы рассмотрим различные механические трубогибы, которые можно использовать руками, применяя только мускульную ...

Смотреть
Виды сварочных аппаратов – обзор популярных моделейВиды сварочных аппаратов – обзор популярных моделей

Статья подскажет вам, какое специальное оборудование имеет смысл приобрести, если вы планируете производить работы по ...

Смотреть