Линейная арматура представляет собой специальные устройства, которые выполняют сразу несколько либо одну функцию. Без таких приспособлений невозможно произвести безопасный и надежный монтаж воздушных линий электропередач (ЛЭП).
Надежность ЛЭП зависит от того, насколько качественные элементы были использованы для ее сооружения. В настоящее время для обустройства линий электропередач (гирлянд) применяется линейная арматура следующих видов:
Все описанные виды арматуры для ЛЭП позволяют конструировать любые по сложности линии. Различные линейные устройства в данном случае дают возможность прикреплять и подвешивать провода, фиксировать, поддерживать, натягивать и соединять их, армировать изоляторы (подвесные) и крепить штыревые изоляционные элементы, гасить колебания тросов и электрокабелей, прикреплять подвески и тросы к линиям электропередач. Интересующие нас приспособления зачастую используются совместно с изделиями для монтажа СИП (изолированных проводов). Далее мы подробнее опишем функции и особенности распространенных арматурных элементов.
Ключевым видом рассматриваемой арматуры являются зажимы. Их делят на несколько типов. К первому относят глухие приспособления. Именно такая подвесная арматура считается самой распространенной. Надежность заделки зажимов глухого типа составляет от прочности проводов из стали 10–15 %, тросов из алюминия и стали – 20–30 %, из алюминия – 30–90 %. При подобной заделке тросы в случае их обрыва на каком-либо участке ЛЭП (в пролете) не выскакивают из установленного зажима. За счет этого натяжение необорванного электропровода передается на ближайший опорный элемент (на промежуточный). Глухие зажимы применяются на всех видах линий электропередач (до 10 кВ, 110, 330 и больше).
Второй тип приспособлений – натяжные прессуемые зажимы. Они используются для тросов диаметром не менее 30 кв. см., изготовленных из стали и алюминия. Такие устройства выполняются в виде металлического анкерного болта (в нем происходит опрессовывание сердечника троса), заключенного в корпус из алюминиевого сплава (он служит для опрессовывания со стороны пролета наружной части провода). Конструкция прессуемых зажимов, как видно из их описания, не очень удобная. Монтажникам перед прессованием в обязательном порядке приходится разрезать трос. Это занимает немало времени, что приводит к существенному увеличению трудовых затрат и снижению скорости проведения монтажных работ. В последние годы промышленность стала изготавливать особые проходные зажимы. Их допускается устанавливать и опрессовывать без предварительного разрезания. Но такие проходные устройства имеют серьезный недостаток – большой вес.
Для тросов, сделанных из стали, и проводов монометаллического типа допускается использовать конструктивно более упрощенные приспособления.
Они состоят из специальной гильзы и дополнительного крепежного элемента. Последний позволяет подвешивать на электролинию опрессованный в гильзе провод. Такие конструкции незаменимы для ВЛ 0,4–10 кВ. Третий тип зажимов – выпускающие (выпадающие) устройства. Если в каком-либо пролете происходит выпадение провода, такая подвесная арматура выкидывает особую лодочку, за счет чего необорванный отрезок троса не передает натяжение на промежуточный опорный элемент. Сейчас выпускающие устройства используются достаточно редко, так как у них есть один эксплуатационный минус. Он заключается в том, что при неравномерной нагрузке на ВЛ из-за обледенения или в результате порывов ветра лодочка может выбрасываться в смежных пролетах. Подобное явление по условиям эксплуатации ЛЭП является недопустимым.
Подвеска стальных проводов часто осуществляется натяжными зажимами. Их конструкция включает в себя двойной клин и корпус. Когда производится натяжение провода, он посредством заклинивающего элемента прижимается к корпусу, обеспечивая тем самым качественную заделку линии на 10 или 110 кВ. Существуют также особые глухие зажимы, используемые для ВЛ, которые разделены на три кабеля. Их конструкция достаточно сложная. Состоят такие приспособления из нескольких плашек, корпуса, алюминиевых прокладок, гаек и специальных болтов для натяжения линий электропередач. У подобных зажимов болты находятся со стороны петли (раньше применялись изделия с крепежом, расположенным в направлении пролета), что позволяет при вибрации избегать повреждения отдельных проводов (они способны передвигаться на некоторое расстояние при неблагоприятных условиях).
Добавим, что к категории зажимов относят и специализированные подвесы роликовой конструкции, хотя, по большому счету, они таковыми не являются. Данные устройства используются для тросов сечением более 30 кв. см. Такие приспособления дают возможность проводу перемещаться (свободно) по роликам в ситуациях, когда в смежных пролетах наблюдается определенная разность натяжений.
Сцепные устройства изготавливаются в различных вариациях. Они могут выпускаться в виде:
Соединительная арматура делится на прессуемую и овальную. Первый вид приспособлений нужен для соединения любых по диаметру стальных тросов и алюминиево-стальных либо монометаллических проводов сечением выше 18,5 кв. см. Овальные же устройства подходят для изделий диаметром не более 18,5 кв. см. При их применении монтажнику необходимо уложить провода внахлест, а затем выполнить их обжатие особыми клещами. Здесь один небольшой нюанс. Провода из алюминия со стальным сердечником, имеющие сечение менее 9,5 кв. см., не обжимаются, а скручиваются. Защитные подвесные элементы делают в виде колец, овалов либо рогов. На ВЛ 10–220 кВ, как правило, монтируют предохранительные рога. А вот линии напряжением более 220 кВ обычно оснащают овальными элементами или кольцами.
Для получения необходимой дистанции между отдельными участками линий электропередач с разделенными проводами применяются распорки. Их изготавливают из четырех плашек, которые соединяются попарно. На тросах они фиксируются посредством шарнирной тяги и крепежными изделиями. Распорки могут быть выпускающими. Но при пляске линий электропередач, вызываемой неблагоприятной погодой, такая арматура нередко сбрасывается. По этой причине сейчас используются исключительно обычные распорные устройства, которые дополнительно утяжеляются. Используемый для подобных целей груз ограничивает явление раскачивания применяемой арматуры.
Добавить комментарий