Для каких целей используют стальной трос?

Трос стальной уже более столетия является неотъемлемой частью многих устройств, конструкций и машин во всех видах промышленности. Сложно назвать область человеческой деятельности, где бы не применялось это изделие. Ассортимент стальных канатов настолько широк, что для их классификации и эксплуатации создано несколько ГОСТов, регламентирующих условия их изготовления, использования, хранения, проверки и др. В качестве примера можно привести ГОСТ 2688 80.. Изделия, выпущенные в соответствии с этим документом, используются во многих отраслях на открытом воздухе, под воздействием агрессивных сред, для лебедок и кранов различных конструкций и назначения.

Содержание
  1. Области применения стального троса
  2. Устройство тросов
  3. Основные типы тросов, маркировка
  4. Приспособления и вспомогательные устройства

1 Области применения стального троса

Стальные канаты различного типа востребованы во многих областях. Это различные по грузоподъемности и устройству лебедки, землеройная техника, краны всех отраслей промышленности, автотранспортные механизмы и многое другое. Трос используется для лебедки пассажирского или грузового лифта в административных, промышленных, жилых многоэтажных зданиях, в различных грузоподъемных, буксировочных устройствах, на канатных дорогах, для буксировки трала на рыболовных судах. Одним из относительно новых способов использования каната является армирование бетонных конструкций. Трос стальной, используемый вместо арматуры, позволил автоматизировать производство разнообразных конструкций из бетона, избавиться от значительного объема работ по изготовлению конструкций из арматуры в заводских условиях.

Наиболее востребованным изделием для населения является буксировочный трос, который имеется в багажниках большинства автолюбителей и водителей-профессионалов. Многие попадавшие в снежные заносы или другие труднопроходимые места испытали его пользу. Его технические характеристики зависят от максимальных нагрузок, условий эксплуатации. Подобрать канат необходимой марки, не имея опыта, довольно сложно. Во избежание ошибок лучше воспользоваться консультацией специалистов.

Буксировочный трос для автомобиля
Буксировочный трос для автомобиля

Основные эксплуатационные свойства для всех изделий: максимальные параметры грузоподъемности, прочность и натяжение. Многие изделия имеют дополнительную защиту для работы на открытом воздухе и в агрессивной среде. Современные технологии позволяют изготавливать нержавеющий трос. Это относится к различным его типам, предназначенным для эксплуатации на речных и морских судах, лесосплаве, в добывающей промышленности, испытывающим значительное усилие на разрыв.

Для многих устройств важен вес используемого изделия и его диаметр. Несовпадение этих параметров может значительно затруднить работу устройства или вообще сделать ее невозможной.

2 Устройство тросов

Несмотря на однообразный вид продукции, изделия имеют довольно сложную внутреннюю конструкцию и технологию изготовления. Канат состоит из большого количества стальных проволочек, сплетенных в пряди. Пряди свиваются вокруг сердечника, изготовленного из органических или синтетических материалов. Во многих изделиях используется металлический сердечник, покрытый для защиты от коррозии алюминием или цинком. Нагрузка на трос не передается на сердечник. Он предназначен для амортизации возникающего давления во внутренней части при усилии на разрыв.

Органические сердечники изготавливают из пеньки, хлопчатобумажной ткани, манилы, сизаля. Для предохранения органики используется специальная смазка с дополнительными компонентами защиты от грибка. Смазочный материал снижает трение между нитями, способствует их перемещению при возрастании нагрузок на разрыв и возвращении в нормальное положение. При использовании органических материалов изделиям проще придать сечение круглой формы. Использование этой технологии позволяет значительно увеличить срок эксплуатации изделия.

Изделие для экстремальных видов спорта
Изделие для экстремальных видов спорта

Для изготовления синтетических сердечников используют нити из полиамида. Сердечник изготавливается двухслойный, витки разных слоев не воздействуют друг на друга. Такая технология позволяет изготавливать легкие и прочные тросы, пользующиеся популярностью у любителей экстремальных видов спорта.

Для изготовления металлических сердечников используются ленточные и проволочные спирали, а также изолированные между собой пластины.

Изделия выпускаются различной степени гибкости. Самыми жесткими считаются тросы на сердечнике из пеньки, состоящие из 42 стальных нитей.

Изделия средней жесткости изготавливаются из 72 проволочек, свитых в 6 прядей. Самые гибкие изделия состоят из 144 проволок, распределенных на 6 прядей и обвитых вокруг сердечника из пеньки.

3 Основные типы тросов, маркировка

Для различных видов работ используются тросы с определенными специфическими свойствами. Также нужно учитывать основные параметры при обращении в торговую организацию: предельная нагрузка, диаметр, вес, длина.

Тросы классифицируются по виду навивки:

  1. Одинарная: на сердечник накручивается определенное количество нитей. Такие тросы используются в качестве составляющих для более сложных изделий.
  2. Двойная свивка: трос делается из заготовок одинарной свивки. Укладка на сердечник выполняется по определенной технологии в зависимости от сферы использования троса. Канаты могут быть однослойными или иметь несколько слоев. Изделия способны выдерживать значительный вес.
  3. Тройная свивка: изделие состоит из заготовок двойной свивки, по специальной технологии.

Двойная свивка стального изделия
Двойная свивка стального изделия

По способу изготовления отдельных прядей тросы также можно разделить на несколько категорий, имеющих определенную маркировку:

  • ЛК (линейное касание) - пряди наматываются с одинаковым шагом;
  • ЛК-0 - трос с прядями из проволоки одинакового диаметра;
  • ЛК-Р - пряди внешнего слоя намотаны из проволоки другого диаметра;
  • ЛК-РО - трос из прядей смешанного типа.

Знание основных свойств и особенностей изделий позволит подобрать оптимальный вариант по выносливости и длительности эксплуатации. К примеру, при устройстве ЛЭП требуется несущий трос для кабеля. Крепление обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей длине. Оптимальную статистическую нагрузку гарантирует расчет при выборе троса. Однако воздействие атмосферных осадков в течение длительного времени влияет на прочность троса в худшую сторону. Воздействие сильного ветра, создающего значительное усилие на разрыв, приводит к повреждению троса. Восстановительные работы обычно отнимают довольно много времени и сил. Натянуть старый трос не всегда возможно. Грамотный выбор троса по всем параметрам позволит значительно продлить срок его эксплуатации, снизить затраты на ремонтные работы.

4 Приспособления и вспомогательные устройства

Стальной трос - довольно жесткое изделие. При эксплуатации его часто нужно крепить к различным устройствам, кронштейнам, поверхностям. Завязать его узлом довольно затруднительно, иногда невозможно. На лебедках трос должен проходить через отверстие, расположенное в определенном месте. При недостаточной прочности материала трос работает как напильник, стирает или прорезает поверхность.

Трос из стали
Трос из стали

Для устранения этих недостатков производители предлагают ряд дополнительных изделий, упрощающих эксплуатацию тросов:

  1. Клюз - изначально чугунная рамка, устанавливаемая на борт корабля для защиты металлических листов от воздействия цепи или троса. В наше время особой популярностью пользуется у владельцев внедорожников, оснащенных лебедкой. Устанавливается клюз обычно в переднем бампере. В качестве материала для изготовления клюза в основном используется алюминий, поскольку вместо металлических тросов применяются синтетические.
  2. Зажим для стального троса используется для соединения тросов или изготовления петли. Имеет два основных вида: дугообразный и плоский. Дугообразный представляет собой дугу с резьбой на концах. Заделка троса выполняется следующим образом. В дугу укладываются концы отрезков троса, сверху надевается планка и зажимается гайками. Плоские зажимы представляют собой две пластины с отверстиями. Заделка троса аналогична: между пластинами укладывается трос, они сжимаются болтами с гайками. Зажимы изготавливаются разных размеров, различными по прочности и надежности за счет использования специальной стали и усиленных элементов.
  3. При отсутствии или невозможности использовать зажимы для изготовления петли делают огон на стальном тросе. Вначале нужно принять меры от самопроизвольного распускания троса и прядей. Как закрепить? Наложить специальные временные марки - отрезки мягкой прочной проволоки, обмотанные вокруг троса. Затем распустить трос на пряди необходимой длины, изогнуть петлей. Дальше необходимо соединить распущенные пряди с тросом. Как завязать их? В тросе под тремя коренными прядями монтировкой раздвигается просвет, в него запускается первая прядь с правой стороны. Затем аналогичным способом пропускаются еще две пряди. После этого петлю нужно перевернуть, пропустить две пряди, еще раз перевернуть, запустить последнюю прядь. Первый проход закончен. Дальше цикл повторяется до полной разделки прядей по всей длине.

По окончании укладки наложить на соединение метку, испытать изделие на прочность.

Эксплуатация тросов требует специальных знаний и навыков.

При отсутствии опыта серьезные грузоподъемные и другие работы необходимо доверить специалистам.

Рекомендуемые организации
ООО ПКФ «Сармат» ООО ПКФ «Сармат»
Россия, Ижевск, улица Гольянский поселок, 1 А
ООО «МТСК» ООО «МТСК»
Россия, Москва, Северный, Чермянский проезд, 7, строение 1
Обзор товаров
Трубогиб ручной ТР и другие марки – рассматриваем типы этого приспособленияТрубогиб ручной ТР и другие марки – рассматриваем типы этого приспособления

В этой статье мы рассмотрим различные механические трубогибы, которые можно использовать руками, применяя только мускульную ...

Смотреть
Виды сварочных аппаратов – обзор популярных моделейВиды сварочных аппаратов – обзор популярных моделей

Статья подскажет вам, какое специальное оборудование имеет смысл приобрести, если вы планируете производить работы по ...

Смотреть